Строками из книги Николая Николаевича Беляева “Поэма солнца” начну рассказ о недавно открытой в залах Национальной художественной галерее “Хазинэ” выставке казанского художника Алексея Авдеевича Аникеенка (1925-1984).
В этих мастерски-написанных Н.Беляевым строках, посвященных давно ушедшему другу, прочитывается восхищение автора художником и его творчеством. “Поэма солнца” посвящена Алексею Авдеевичу Аникеенку. 20 лет пролежала книга, готовая к изданию, в столе Николая Николаевича Беляева. Благодаря Наилю Мансуровичу Валееву она увидела свет.
В зале “Хазинэ” собрались люди, тем или иным образом, причастные к появлению первой книги о художнике и к организации выставки.
Почему причастные? Во-первых: Поэма писалась на протяжение многих лет. В ней собраны свидетельства, воспоминания, впечатления людей, знавших самого художника и его творчество: А. Новицкого, Н. Носова, В. Мустафина, Б. Галеева, И. Морозовой, Е. Козыревой, С. Жигановой и др. Многих из них уже нет в живых, но их свидетельства, благодаря Н.Беляеву, навеки остались запечатленными в “Поэме солнца”. Сам автор так охарактеризовал поэму: «Провинциальная трагедия в магнитофонных записях, газетно-журнальных вырезках, стихах и письмах». Во-вторых: из шестидесяти одного произведения Аникеенка А.А. семнадцать работ принадлежат ГМИИ РТ, а остальные сорок четыре – частным коллекционерам.
На презентации книги Николая Беляева, по причине болезни, не было, но присутствие автора ощущалось. * * * Неясна цель моего рождения. Труден путь мой, но я иду. Ни сочувствия, ни снисхождения От людей я сегодня не жду. Потому что других виноватее Тот, кто видел, знал, понимал. Не кричал, что зло необъятнее, Лишь стишки всю жизнь я писал. Бесполезные и бестолковые, Вам не понять их ещё сто лет. Участь гордая им уготована – Ждать и пылиться в старом столе. Из «Поэмы Солнца». Николай Беляев (ХХХIII), 1983г.
С 1992 года книга была готова и ждала своего издателя. Импульсом к изданию “Поэмы солнца” послужила беседа Наиля Валеева с Марией Александровной Козыревой, из которой Наиль Мансурович узнал о существовании оной. Убежденность Н.Валеева в том, что “на белый свет мы рождены не для того, чтобы только есть, пить и думать как развлечься, в какую страну поехать. А надо делать добро людям” поспособствовала выходу книги в свет.
Также Наиль Мансурович обратился с письмом к Президенту Татарстана Р.Н.Минниханову с просьбой помочь поэту вернуться на родину в Казань. Президент откликнулся. Надеюсь, что свое 75-летие художник отметит в двухкомнатной квартире среди казанских друзей. Сейчас он живет в с. Ворша, Собинского района, Владимирской обл.
Одиночество. Гулкое, как морозная белая степь, где в ночном бездорожье в отчаянье ходишь кругами, и толчёным стеклом визжит пронзительно снег под смертельно промёрзшими сапогами. Одиночество. Дом. Коммуналка,клетушка, музей... Дом, в который порой возвращаться — и думать не хочется. Одиночество. Даже среди друзей. И с любимой женщиной — одиночество. Но когда по грунтовке отчаянно-рыжий мазок полоснёт за предел, за черту — начинается творчество! Не жалейте меня, не смешите: — Ах, одинок! Позавидуйте счастью моего одиночества! “Поэма солнца”, XV. Николай Беляев. 1964-1965
Встреча друзей Аникеенка и Беляева началась с музыкального вступления. Мария Беговатова для гостей сыграла на саксофоне - любимом инструменте Аникеенка, который мастерски владел игрой на этом инструменте. Алексей Аникеенок выступал с джазменами Олега Лундстрема в Казани. Уезжая в Москву оркестранты звали художника с собой, но тот, по совету преподавателя художественного училища, Виктора Степановича Подгурского, выбрал живопись. Музыка осталась лишь увлечением.
Перед собравшимися на торжество, посвященное презентации книги и открытию выставки выступила директор ГМИИ РТ, Розалия Миргалимовна Нургалеева. Она отметила, что это знаменательное событие, прежде всего “возврат имени кем-то забытого, но не галереей, не художественным сообществом, художника”. - Удивляешься, возмущаешься, страдаешь, когда читаешь эту книгу. Но там все правда. Произведения Алексея Авдеевича Аникеенка снимали с выставок, критиковали, а они живут и несут в себе свет его души, - передала свои впечатления от прочитанного Розалия Нургалеева и продолжила - Аникеенок жил в другом месте и там был успешен, но всегда вспоминал Казань. Рисовал ее по старым своим эскизам, завершал картины, когда-то начатые еще в Казани.
На презентации книги «Поэма солнца. Памяти художника Алексея Авдеевича Аникеенка» присутствовала Вилора Касимовна Чернышова, сыгравшая большую роль в пропаганде творчества А.А.Аникеенка и создании данной книги. В.К.Чернышова: - Выставка Леши, наконец, которую не сняли, не содрали, не закрыли, была открыта 30 января 1987 года. Мы радовались, что это произошло, жалели, что не видел Аникеенок. У Леши такого не было: Леша вешал, картины снимали. Началась перестройка и мы приложили усилия. Огромную помощь оказала большой друг Леши, Ирина Дмитриевна Морозова, человек, который поднял нашу научную общественность и московскую. Было большое письмо с требованиями, с просьбами. И после этого выставку не закрыли. Мы радовались, что не закрыли. Я не могу забыть, как люди шли на эту выставку. Шли люди, которые помнили Лешу по молодости. И очень боялись...., они осторожно заходили и увидев картины Леши, улыбками расцветали.... Это была, действительно, радость. Радость людей, которые, глядя на картины Леши, вспоминали свою молодость. Много времени прошло и вновь собрались, но не все....”. В.К.Чернышова также отметила, что “книга эта, как бы писалась миром. Коля сделал огромное дело, он собрал и сохранил. Имя А.А.Аникеенка не пропадет.... Мы не надеялись, что эта книга появится. То, что она появилась - это чудо, но в жизни чудо бывает” - завершила она.
Алла Викторовна Гарзавина, знавшая А.Аникеенка, задала всем присутствующим вопрос: - Глядя на картины, разве видно, что этого художника так жестоко преследовали? Нет, наверное. У него было светлое восприятие жизни, он был жизнерадостным.
- Очень многие художник вдруг увидели за окном солнечный свет. Это прекрасно - продолжила мысль Татьяна Васильевна Голубцова. Она принесла из дома картину Н.Беляева, который подражая Аникеенку, создал пейзаж: в Казани скучали по ярким солнечным работам художника после его отъезда. Своими воспоминаниями делились Абрек Амирович Абзгильдин, Андрей Аскарович Визель, Эдвард Миронович Хакимов, Роберт Мугаллимович Миннуллин и др.
Светлые воспоминания в залах с картинами любимого ими художника создали ауру гармонии, тепла и доброты.