17 февраля 2012 года в картинной галерее «Хазинэ», что в Казанском Кремле, состоялась презентация книги Николая Беляева «Поэма солнца», посвященная другу – художнику-авангардисту 50-60 годов ХХ столетия Алексею Аникеёнку.
Точнее назвать это просто дружеской встречей хороших знакомых, которые долго не виделись, а теперь были рады и поводу, собравшему их вместе, и возможности вспомнить молодые годы. А мы, молодые, с завистью смотрели на это пиршество дружеского общения, пытаясь понять, что их так сближало. Трудно было определить, о ком в этот день говорили больше – о Николае Беляеве, авторе книги, которого на презентации представляла его жена, Вилора Чернышева, в прошлом научный сотрудник Музея изобразительных искусств республики, или о художнике Алексее Аникеенке, чья выставка размещена в нескольких залах картинной галереи.
Выхода в свет этой книги Николай Николаевич ждал 20 лет, «многовато даже для самого терпеливого человека».
Долгожданной она стала и для почитателей его таланта. Дело в том, что Николай Беляев, известный казанский поэт, уехал из Казани в 1992 году и обосновался во Владимирской области, в селе Ворша, где проживает и на данный момент. К счастью, мы можем надеяться на его обратный переезд в Казань. Вице-президент Академии наук РТ Наиль Валеев написал письмо от имени казанской интеллигенции Президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой помочь поэту с жильем в Казани, и была обещана двухкомнатная квартира. Наиль Мансурович поспособствовал и выходу книги в свет. Она начинается его предисловием.
Каждый участник презентации посчитал своим долгом подержать в руках это старое фото Алексея Аникеёнка со следами времени и ретуши
На презентации я спросила у Вилоры Касимовны, согласится ли Николай Николаевич вернуться в Казань? Она ответила так: «Последний раз он был в Казани в 2002 году, на тридцатилетии сына. Конечно же, он согласится вернуться».
Галерею «Хазинэ» в этот день посетила очень разнообразная аудитория, от мала до велика. Здесь были поклонники как Беляева, так и Аникеёнка, их друзья, товарищи, единомышленники, деятели искусства, благодарные им за их творчество. Атмосфера в галерее была очень душевной, дружелюбной.
Не было никакой официальности. Каждый желающий мог подойти к микрофону и сказать свои теплые слова как о поэте, так и о художнике. Рассказывали забавные истории, читали стихи.
К большому сожалению, Николай Николаевич не смог приехать на такое важное для него событие и возможности организовать телемост с Воршей тоже не было, но организаторы нашли выход: на афише каждый желающий мог оставить свои пожелания и поздравления, чтобы Вилора Касимовна увезла афишу супругу.
Каково было наше удивление, когда афиша из зала не вернулась. Кто-то унес ее домой как ценную реликвию.
Главным героем книги «Поэма солнца» стал Алексей Аникеёнок. Этот человек по праву заслуживает звание героя. В 1941-м, когда ему было 16 лет, добавив себе 2 года, Алексей ушел на фронт. Служил танкистом. В 1944 году был тяжело ранен и вернулся инвалидом 2-й группы.
Его картины оригинальны, самобытны. В галерее было представлено немало потрясающих работ, некоторые из них – из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а большинство – из частных коллекций.
Узнав, что работы художника не одобрялись представителями официальной идеологии, я пришла в недоумение: как могли запрещать такие светлые картины? «У Аникееёка солнце под кроватью», – сказал кто-то на презентации.
На этот вопрос ответил в своем выступлении композитор Лоренс Блинов: «Такая живопись заставляла мыслить. А люди не должны были мыслить. Они должны были выполнять планы».
Николай Беляев в своей «Поэме солнца» собрал воспоминания людей, знавших Аникеёнка, выдержки из газет и журнальных публикаций тех лет, опубликовал собственные стихи. По его предложению обложку книги украсила одна из знаковых картин Алексея Аникеёнка – «Клоун».
Эта книга - поистине памятник художнику.