Жажда неведомого
В 1962 году у тогда двадцатипятилетнего совсем ещё начинающего поэта Николая Беляева впервые появилась идея "Бестолкового словаря неологизмов русского языка". Спустя сорок с лишним лет он отчасти осуществил её, составив небольшой словарик. Предисловие к нему он начал так: "Большинство словарей - толковые, они толкуют, объясняют основные значения включенных в них слов. Мне довелось задумать словник бестолковый: собранные в нём слова пусть каждый толкует по-своему: в русском языке их пока ещё нет".
"Довелось задумать" - слова не случайные, потому что, по словам самого автора-составителя, "словарь – в данном случае – сказано слишком громко. Скорее – это обычный, промежуточный результат эксперимента". Эксперимент сей наглядно показывает, насколько Николай Беляев был погружён в язык как в систему, не просто писал - действительно жил словом, в слове, с каким интересом и любовью относился к смыслам и подсмыслам, к поиску единственно нужного оттенка смысла.
"Сколько неиспользуемых оттенков таит воистину бездонный космос русской речи! - пишет он. - Нырните в его неизмерянные глубины – у вас закружится голова, вы увидите небо в алмазах: они лежат у вас даже не под ногами, они – в вашей черепной коробке, в прапамяти!"
Словарик имел два приложения, первое из которых - приводимая ниже статья "Неведомый космос языка" - тоже в своём роде эксперимент, который будет небезынтересен не только человеку пишущему, но и просто заинтересованно-внимательному к русскому слову.
Е. Беляева-Чернышёва
2017 Екатерина Беляева-Чернышёва Опубликовано ранее: 2017-08 журнал Казань