Хроника жизни и творчества
PDF файл целиком
- 1925, 3 июля
В Детском Селе (ныне Пушкин) в семье
мастера-краснодеревщика родился
второй сын, Алексей.
- 1927
Родители разводятся. Троих детей
воспитывает мать. Семья бедствует,
голодает.
- 1930
Вместе с сестрой Анной определен в детский дом в Стрельне близ Ленинграда.
Оттуда трижды убегал, затем оказался
в колонии в Тихвине. Из колонии также
совершил побег.
- 1938
Мать забирает детей к себе, на станцию
Дно Псковской области. Первые попытки приобщиться к музыке, учится
играть на кларнете под влиянием старшего брата Николая.
- 1941
Война. Эвакуация. Семья обосновалась
под Казанью, в поселке Юдино. Затем –
в селе Большие Ключи, недалеко от
Раифской пустыни.
- 1942
Семнадцатилетним уходит добровольцем на фронт, приписав себе в возрасте
один год.
- 1944
Ранен, контужен, лишился пальца. Возвращается в Большие Ключи инвалидом
второй группы. Работает в колхозе
шофером.
- 1946
Работает в автоколонне в Тарту, в Эстонии.
- 1947
Возвращается в Юдино. Работает в железнодорожном депо шофером, потом –
трактористом, помощником машиниста, чертежником.
- 1951
Сдает экзамены за 7-й класс средней
школы.
- 1952
Экстерном сдает экзамены за 8–10 классы и поступает в Казанское художественное училище.
Его учителя – Виктор
Подгурский (1893–1969), русский
художник, репатриант из Китая, и Николай Сокольский (1900–1970) – график,
в начале 1920-х входивший в авангардное объединение «Всадник». Среди
сокурсников – Игорь Вулох (1938–2012),
в будущем – известный московский
художник-абстракционист.
- 1953
Знакомство с музыкантами – репатриантами из Шанхая – и Олегом
Лундстремом (1916–2005); участие в его
джазовом оркестре в качестве саксофониста, сначала на правах стажера, затем
в основном составе. В дальнейшем зарабатывал на жизнь игрой на саксофоне
и кларнете в джазовых ансамблях городского кинотеатра «Победа» и ресторана
«Казань» (до середины 1960-х).
- 1957
Конфликт с преподавателем художественного училища – художником
Семеном Ротницким (1915–2004). Исключен
из училища во время работы над дипломом с формулировкой «профессионально
непригоден».
Участвует в выставке изобразительного
искусства ТАССР на Декаде татарского
искусства и литературы в Москве.
- 1958–1959
Участвует в передвижных выставках
художников Поволжья.
Первые упоминания имени художника в печати. В статье Я. Винецкого
«Художник, картина, народ» («Советская
Татария». 11.09.1959) дается критический анализ его работ
(«Союзу художников Татарии пора обратить внимание на
затянувшееся “ненастье” в творчестве
Аникеенка и помочь ему увидеть,
наконец, солнце»).
- 1960
Поездка по направлению Союза
художников на академическую дачу
«Дом творчества» под Москвой.
По результатам поездки состоялся
творческий отчет перед членами Союза
художников ТАССР в помещении
Художественного фонда. Н. Горская в статье
«Два шага вбок» («Советская Татария».
23.10.1960) так описывала живопись
художника: «…плоскостные натюрморты,
сильно смахивающие на поделки
западных формалистов»; на примере
его творчества корреспондент призывала
«дать принципиальный бой
абстрактному искусству».
- 1961, 16 августа
Передача Казанской студии телевидения
«Искать и находить (о творчестве
молодого художника-пейзажиста
А. Аникеенка)» снята с эфира.
- 1963
Выставка в Казанском Доме ученых.
В тот же день закрыта для публики
по инициативе местных партийных
органов.
Знакомство с учеными, физиками и математиками: Е.К. Завойским, Б.М. Козыревым,
Б.Л. Лаптевым, А.П. Норденом.
- 1964
Выставка в университетском клубе
казанских математиков «У Бегемота».
Увлечение мировой музыкальной классикой: по его просьбе ленинградские
друзья и почитатели (среди них – Диана Александровна Рожкова, химик-технолог,
подружившаяся с ним в 1961
во время командировки в Казань)
присылают редкие грампластинки с записями классической музыки.
Получает маленькую мастерскую в приделе собора Петра и Павла (построенного
в 1720-е по случаю приезда в Казань
Петра Великого).
Визит академика П.Л. Капицы.
- 1965
Выставка в Институте физических проблем АН СССР (директор – П.Л. Капица).
- 1966
Первые рецензии во всесоюзной прессе:
статьи В. Запорожченко «Физики открывают художника» («Комсомольская
правда» 9.01.1966), В. Ольшевского «Как
вам, парни, дышится?» («Советская
культура» 26.05.1966), Ж. Миндубаева
«Человек шагает к солнцу» («Комсомольская правда» 3.06.1966). Публикация
интервью П.Л. Капицы о творчестве
А. Аникеенка газете «Комсомолец
Татарии» в подборке «Художник в гостях
у физиков» (5.01.1966).
Выставки в Курчатовском институте,
в Дубне, в новосибирском Академгородке.
Выставка в редакции и публикации
в журнале «Смена»: статья академика
Г. Нисского и Г. Анисимова «Чувство
пути» («Смена», № 18, сентябрь 1966)
с цветными репродукциями работ.
- 1967–1968
Гонения со стороны казанских властей
усиливаются.
«У нас власти свирепствуют. Недавно
уволили с работы Толю [Новицкого]…
Рэма болеет. Часто думаю о Ленинграде. Каждый день. Хочется выбраться»
(из письма к Д.А. Рожковой, 29.06.1968).
Серия картин на тему музыкантов.
«Всю осень ездил на Волгу. Бродил
в лесах, оврагах, садах, среди ветряных
мельниц и грушевых деревьев… Толя
на работу еще не устроился… Много
пишу. Работ 12, сплошные музыканты… Занялся реставрацией древней
и современной живописи… Нужны
материалы и литература…» (из письма
Д.А. Рожковой, 6.11.1968).
Начиная с 1967 по 1987 не появилось
ни одной (местной или всесоюзной)
публикации о его творчестве.
- 1968
Упоминается в монографии о жизни
П.Л. Капицы, изданной в Нью-Йорке
и Лондоне (Albert Parry. Peter Kapitsa on
Life and Science).
- 1969
Переезд с женой в Псков. Одно из
рекомендательных писем к своим
псковским друзьям с просьбой помочь
с устройством дала Надежда Яковлевна
Мандельштам.
- 1970
Участие в Осенней выставке художников Новгорода.
- 1971
Умирает жена, Рэма Федоровна Романова.
- 1972
Женится на художнице, выпускнице
ленинградской Академии художеств
Элеоноре Гинзбург.
Получает заказ на исполнение витражей.
- 1973
Принимает участие в городских и областных выставках псковских художников.
Публикация в журнале «Курьер ЮНЕСКО»
(№ 3) картины «Клоун» из собрания
П.Л. Капицы (ныне – в мемориальном
музее П.Л. Капицы в Москве).
- 1973–1977
Витражи «Праздники», «Кузнецы»
(в соавторстве с Э.М. Гинзбург; цветное
фактурное стекло, свинцовая протяжка,
пайка. Площадь – 48 кв. м) в абонентском
зале телеграфно-телефонной
станции Пскова (ныне – утрачены).
- 1974
Родился сын Платон.
Первая попытка баллотироваться в члены Союза художников (кандидатура
отклонена).
- 1975
Участие в квартирных выставках
московского андеграунда (на квартирах
О. Рабина, И. Киблицкого, К. Нагапетяна, И. Гинзбурга, в мастерской
М. Одноралова).
- 1977–1979
Витраж «Юность» (в соавторстве
с Э.М. Гинзбург; цветное фактурное
стекло, многослойная роспись, свинцовая протяжка, пайка. Площадь –
45 кв. м) в Концертном зале Дома
музыки в Пскове (ныне – утрачен).
- 1977–1981
Витражи «Почта и связь в русской
народной песне» (12 композиций;
в соавторстве с Э.М. Гинзбург; цветное
фактурное стекло, роспись, свинцовая
протяжка, пайка. Площадь – 54 кв. м)
в 16-м Отделении связи в Пскове
(ныне – утрачены).
- 1982
Принят в Союз художников
(псковское отделение) как художник-монументалист.
- 1984, 22 мая
Скончался от лимфолейкоза в Ленинградском институте гематологии.
- 1985
Персональная (посмертная) выставка
в Пскове (Выставочный зал Союза
художников). Издан каталог к выставке
(вступительная статья Н.И. Салтан).
- 1987
Персональная выставка в выставочном
зале Союза художников ТАССР, Казань.
14 февраля
Вечер памяти в Выставочном зале Союза
художников, Казань.
Премьера документального фильма
«Здравствуй, Леша» (режиссер – Владимир Игнатюк).
- 1991
Петербургский институт ядерной
физики им. Б.П. Константинова (ПИЯФ)
в Гатчине для своего музея приобрел
у вдовы живописца Э.М. Гинзбург
более ста произведений.
- 1994–1995
Публикация документальных и изобразительных материалов, воспоминаний
друзей о жизни и творчестве художника в журнале «Казань» (1994, № 9–10;
1995, № 7–8).
- 2007
Публикация текстов и репродукций
произведений в журнале «Казанский
альманах» (№ 2).
- 2012
Выход первой книги о творчестве –
с обрание документальных материалов
и воспоминаний: Николай Беляев.
Поэма солнца (Провинциальная
трагедия в магнитофонных записях,
газетно-журнальных вырезках, стихах
и письмах).
- 2015
Коллекция картин, принадлежавшая
Петербургскому институту ядерной
физики им. Б.П. Константинова,
передана в дар Псковскому государственному объединенному
историко-архитектурному и художественному
музею-заповеднику.
Вышел в свет первый художественный
альбом о творчестве, посвященный
90-летию со дня рождения художника –
совместное издание Псковского музея
и «Галеев-Галереи», Москва.
1
2
3
4
5
6
7
2015 Опубликовано ранее: Опубликовано Галеев Галереей в печатном виде, ISBN 978-5-905368-10-3