Тысячелистник - сайт памяти Николая Николаевича Беляева (1937-2016), поэта Татарстана

«Крик света в тишине…»

PDF файл целиком Алексей Аникеенок. Псков  Начало 1970-х  Фото Рэмы Романовой Архив Натальи Романовой, Казань

Наше знакомство с Алексеем Авдеевичем Аникеенком состоялось во второй половине 1970-х годов. К тому времени он полностью завершил свои дела в Новгороде и обосновался в Пскове, где вместе с женой, Элеонорой Моисеевной Гинзбург, был занят весьма сложной и новой работой – созданием витражей. По завершении нескольких витражных композиций, установленных в абонентском зале телеграфно-телефонной станции и в помещении одного из городских отделений связи, А.А. Аникеенок был принят в Союз художников по секции монументального искусства (1982). Последствия работы над витражами, когда все, включая пайку (где приходилось соприкасаться со свинцом), выполнялось исключительно руками автора, оказались роковыми: в 1984 году А.А. Аникеенка не стало.

Прошли годы. Упомянутые здания сменили владельцев. С 2007 года новые хозяева начали перекраивать пространство и переделывать интерьеры по своему вкусу. Часть витражей была демонтирована и увезена в неизвестном направлении, другую же попросту замуровали, закрыв гипсокартонной стеной…

К моменту появления в Пскове Алексей Аникеенок был совершенно сложившимся, мощным живописцем, о чем свидетельствовали его станковые работы, появлявшиеся на ежегодных отчетных выставках псковских художников. Дабы избежать придирок лиц, дававших «добро» на экспонирование, он подчас ставил на этикетках работ раннего периода (выполненных в конце 1950-х – 1960-х годах в Казани) более поздние даты. Впрочем, принципиального значения это не имело. Проникнутые глубоким пониманием деревенской жизни, эти работы достойно продолжали традиции русского пейзажного реализма и основывались на темах поистине вечных. Что же касается иных граней творчества художника – он решался приоткрыть их лишь в пределах своей мастерской, да и то самым близким людям.

Псковский музей начал приобретать станковую живопись А.А. Аникеенка еще при его жизни. Следующими этапами поступлений стали несколько работ с посмертной персональной выставки 1985 года; позднее, в 2002 году – передача музею вдовой художника еще 32 живописных работ. И, наконец, в 2015 году после длительных переговоров с Санкт-Петербургским институтом ядерной физики в Гатчине Псковский музей-заповедник получил еще около ста живописных работ, ранее переданных музею института Э.М. Гинзбург.

Творчество Алексея Аникеенка вписывается в определенную систему координат, где точкой отсчета стал конец 1950-х, а временем наиболее значительных творческих достижений – 1960-е годы. Его с полным основанием можно назвать человеком шестидесятых годов – поворотных в жизни российского общества второй половины ХХ века.

Аникеенку, как и всем его сверстникам, было суждено пережить целый спектр личных и социальных потрясений. Сначала – наступившее после смерти Сталина осознание произошедшего перелома истории. Вслед за этим, в годы хрущевской «оттепели» – головокружительное чувство свободы и раскрепощения, сопровождавшееся жадным и стремительным приобщением к культуре современного западного мира. Книги Ремарка и Хемингуэя, фильмы итальянских неореалистов, американский джаз, европейские художники-импрессионисты, Ван Гог, Гоген, Пикассо… Одновременно внутри страны прорастали встречные импульсы: увлечение литературой Серебряного века, поэзия молодых, гремевшая в залах Политехнического; бардовская песня, звучавшая не только в дружеских компаниях, но и публично… Первый полет человека в космос, первые публикации М. Булгакова и А. Солженицына – все это шестидесятые годы.

Однако со временем становился все более очевидным постепенный откат назад. На смену романтической вере в необратимость движения к лучшему, справедливому обществу приходило безверие, горький цинизм, страх перед жизнью. По меткому замечанию одного из философов того поколения, «общество вдохнуло полной грудью воздух обновления и… захлебнулось – то ли от избытка, то ли от недостатка кислорода…» Таков был фон, на котором происходило становление художника Алексея Аникеенка.

Родился он в Пушкине (бывшем Царском Селе) в семье мастера-краснодеревщика. Мать будущего художника, в прошлом выпускница Смольного института, знала латынь и французский язык. В 1929 году, когда Алеше было четыре года, родители расстались. Жизнь стала настолько трудной, что пришлось определить детей в интернат. Алеша, не желая там жить, регулярно сбегал и бродяжничал. Беспризорность чередовалась с пребыванием в трудовой колонии до тех пор, пока семнадцатилетний Алексей не сбежал прямо на фронт. Два года воевал он в составе танковой бригады, а в 1944-м, демобилизованный из-за тяжелого ранения, уехал под Казань, в деревню, куда годом раньше была эвакуирована его мать.

В Татарии работал шофером, слесарем, кочегаром на паровозе, чертежником, пока в 1952 году не поступил в Казанское художественное училище. Отношения с преподавателями складывались непросто: в своем желании стать живописцем Алексей был не слишком послушен и управляем. Но были люди, которые заметили и поддержали его самобытный талант. Среди них – два замечательных представителя «старой гвардии» художников, бывшие «остовцы» Георгий Нисский и Александр Дейнека, с которыми в годы учебы он познакомился на творческой даче. Училище же, в конце концов, пришлось оставить.

Все свободное время Алексей проводил в мастерской, которой ему служили сначала носовой салон списанного парохода, затем – помещение заброшенной церкви… Вечером допоздна зарабатывал игрой на саксофоне в кинотеатре. В письмах к друзьям-ленинградцам (Диане Рожковой) он сообщал: «Перехожу работать в ресторан. Вещи столь несовместные с живописью, что нетрудно сойти с ума… Меня по-прежнему склоняют, присвоив мне титул абстракциониста и формалиста». Мечтая о выставке, он также писал: «Думаю, что нужно и должно это сделать, так как это всколыхнет еще не отупевших и покажет, что не все сдались. Я говорю о факте протеста, а не о художественном качестве работ. Сопротивление штампу в любой форме я считаю необходимым».

Светлячки на старой дороге 1962  Кат. 41 А.А.Аникеенок

Судя по его работам, начиная с самых ранних, долгое время авторитетами для него оставались художники русской пейзажной школы начала ХХ века. Свободная фактурная живопись конца 1950-х годов («Цветут вишни», «Пасмурный день», «Деревня») впитала в себя живые натурные впечатления, запахи земли, однако уже здесь заметны попытки обобщения конкретных впечатлений. Наиболее показательна в этом отношении одна из лучших работ – «Ясные дни осени» (1959).

Нельзя не отметить того влияния, которое оказали на молодого художника личность и творчество Ван Гога, которого он открыл благодаря знакомству с замечательной библиотекой, вывезенной из-за рубежа преподавателем училища В.С. Подгурским. Некоторые из художественных принципов великого голландца оказались ему близки: например, «преувеличивать существенное и оставлять едва намеченным все второстепенное». Но при всем восхищении им – о чем то и дело напоминают «вангогизмы» в виде желтой колористической гаммы, полосатых фонов или вихреобразных движений кистью – Алексей все же не пошел по пути прямого подражания и упорно занимался поисками собственного стиля. Ван Гог лишь помог окончательному раскрепощению его как живописца. Свидетельство тому – череда великолепных работ 1960-х годов: «Моя семья», «Прощай, деревня», «Алоэ», «Цветущий сад», «Светлячки на старой дороге» и многие другие. В этих очень разных произведениях Аникеенок в полной мере проявил свой дар живописца, блестяще использовал возможности цвета и красочной фактуры, композиции, цветовых и линейных ритмов. Переход от традиционной описательности к остро индивидуальному стилю, назревавший в течение полутора-двух лет, совершился стремительно. С академической дачи, куда его пригласили после участия в выставках по городам Поволжья, Алексей вернулся совсем другим – окрыленным и солнечным.

Увлеченная работа над художественной формой была не столько целью, сколько способом выражения переполнявших его мыслей и чувств. Они, в свою очередь, определялись реальными обстоятельствами. Во-первых, положением изгнанника, вынужденного заниматься творчеством урывками и терпеть нападки тех, кто именовал его живопись «желтой яичницей». Во-вторых, невозможностью вернуться на родину, в Ленинград, где единственно хотел жить и работать. Такие перемещения в советское время представляли большую проблему. Разрешить ее оказалось не по плечу даже весьма авторитетным доброжелателям, появившимся у Алексея, – ученым Института физических проблем Академии наук. Позднее в одной из газет были процитированы слова Петра Леонидовича Капицы, академика, будущего лауреата Нобелевской премии: «Во время проведения в Казани научной конференции ученые обратили мое внимание на художника А. Аникеенка. Я побывал у него в мастерской и познакомился с его картинами. Он произвел на меня впечатление художника, ищущего новые и самостоятельные пути в творчестве, созвучные нашему времени. Общественность нашего института предоставила художнику возможность выставить у нас свои картины. И хотя многим по-разному нравятся его работы, все сходятся на том, что это художник несомненно талантливый и самобытный. И его таланту в интересах развития нашего советского искусства надо предоставить возможность здорового роста».

Осенью 1966 года, вслед за Институтом физических проблем, выставка Алексея была показана в редакции журнала «Смена» и привлекла внимание журналистов центральных изданий – «Советской культуры», «Литературной газеты» и других, отмечавших новизну его живописи. Однако все попытки осуществить мечту перебраться в Ленинград не увенчались успехом. С помощью московских академиков удалось устроиться лишь в Новгороде, откуда в 1969 году Алексей переехал в Псков.

Творческое наследие Аникеенка составляет огромное количество станковых работ, осевших ныне в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Пскова, а также в двух музейных собраниях: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Псковском музее-заповеднике, недавно объединившем свою коллекцию с работами музея Петербургского института ядерной физики в Гатчине.

В центре творчества Аникеенка – природа, земля – планета людей. Земля эта увидена, говоря словами одного из его друзей, «глазами человека страстного, неравнодушного, умеющего любить и ненавидеть, тосковать и чувствовать боль». Пространство его пейзажей-картин построено таким образом, что за изображением того или иного пейзажного мотива стоит нечто более значительное, а подчас в них угадывается отголосок дыхания Вселенной.

Занятия музыкой, которой ему приходилось зарабатывать на жизнь, казалось бы, вынужденные и отрывавшие его от живописи, в конечном итоге оказались благотворными. Основой его картин стали цветовые и линейные ритмы, увиденные и услышанные в живом дыхании Земли. В одном из любимых приемов – вариативном повторении кругообразных ритмических форм – есть что-то от переклички музыкальных тем в инструментальных произведениях. Важная роль здесь принадлежит линии, контуру. Благодаря этому в его картинах так выразительны силуэты деревьев, которые, говоря словами Ван Гога, написаны, «как живые существа» («Волга», «Весна. Холодно»). Часто, словно отрываясь от земли и паря над ней, художник позволяет зрителю снова и снова почувствовать насколько хрупка и уязвима ее красота («Озеро», «Лесной ручей»).

Странник Середина 1960-х  Кат. 120 А.А.Аникеенок

Основой колорита его картин становится желто-оранжевая цветовая гамма, поразительная по своей емкости: от желтого, наполненного нежным солнечным теплом, до раскаленного оранжевого и саркастически звучащего «желчного». Искания первой половины 1960-х годов не ограничиваются «желтыми» работами. В изумрудно-лиловом холсте «Светлячки на старой дороге» (1962) цвет и свет воспринимаются едино не только благодаря изображенным источникам света – луне и светлячкам, наполняющим ночной сумрак. Кажется, что свет присутствует и в самой структуре фосфоресцирующего цвета. Худож ник пишет здесь по грубому, зернистому холсту многослойно, но достаточно жидко, текуче, как бы распыляя верхний слой, искусно используя затеки и неровности поверхности. Работа, созданная на одном дыхании, завораживает магической красотой цвета, ощущением прикосновения к таинству.

Изображения людей в картинах Аникеенка встречаются не так часто, но они весьма примечательны. Чего стоит, например, портрет легендарной тети Дуни! Иногда это персонажи мифологического порядка, что подчеркнуто особенностью «нереального» колорита, крупным масштабом фигур и необычностью огромных глаз. У девушки, похожей на марсианку («Радуга»), они светятся, как две далекие звезды. Глаза женщины, прижимающей к себе сына («Двое»), полны печали и тревоги, внося диссонанс в солнечный колорит картины. Эта работа может быть воспринята как авторское прочтение темы, занимавшей художников еще со времен Древней Руси. Образ одинокого старика («Странник») вызывает в памяти строки из письма Ван Гога, где тот сравнивает себя с путником, бредущим неизвестно куда. В облике этого персонажа можно усмотреть намек на отождествление с личностью автора. И тогда в посохе странника неожиданно начинают проступать очертания саксофона.

Другие персонажи из числа «маленьких», ничем не примечательных людей, также выглядят не слишком счастливыми. В небольшой картине «Весна. Холодно», мотив которой повторяется не однажды, поразительно остро передано ощущение бесприютности. Изображенные здесь дети напоминают нахохлившихся замерзших птиц, а полосатая одежда невольно ассоциируется с лагерной робой. Редкое сочетание гротеска и драматизма находим в работе «Женский портрет», где некрасивое лицо молодой женщины изображено таким образом, что зрителю становится неловко и больно видеть ее натянутую улыбку сквозь слезы. В картине «Прощай, деревня» маленькие бедные люди со всеми своими пожитками, уместившимися в телеге, едут незнамо куда. Огромный, косящий глазом конь, опровергая законы перспективы, удаляясь, кажется, увеличивается в размерах, превращаясь в некую аллегорию судьбы…

Символический подтекст имеет и мотив дороги, один из важных в творчестве Аникеенка. Дорога для него – движение жизни, способ повернуть свою судьбу. Дорога – это и ось, по которой развертывается композиция холста. В одной из редких в его творчестве работ, лишенных драматизма («Дорога»), женщина в телеге, мерно катящейся по дороге, словно бы покачивается в мягких объятиях земли.

Нельзя не заметить еще одно важное «действующее лицо» в картинах художника: небесное светило. Иногда оно является в образе солнцеподобных цветов, иногда – многократно отражается в огоньках светлячков, а однажды входит в дом, непринужденно располагаясь прямо на мольберте художника («Моя семья»). Светило подчас становится огромным («Прощай, деревня», «Дорога»), а иногда сужается до размеров небольшого зрачка, холодно и безмолвно наблюдающего за происходящим на земле («Вечер»).

Образный язык живописи Аникеенка, построенный на сложных гармониях цвета и мелодике силуэтов, на ассоциациях и недоговоренностях, допускает возможность различных толкований, побуждает к длительному всматриванию, усиливая тем самым эмоциональное воздействие. Его работы созвучны времени 1960-х годов и одновременно обращены к вечным проблемам человечества. Художественная форма, в которую автор облекал свои мысли и чувства, была для своего времени новаторской, резко отличалась от того, что делали как поборники соцреализма, так и считавшие себя их антиподами художники «сурового стиля». Поэтому Алексея Аникеенка с полным правом можно причислить к зачинателям направления, позднее получившего название образно-ассоциативного.

Живопись художника соткана из импульсов времени. Мир в его картинах поворачивается разными гранями – от ослепительной солнечности и ощущения полета до осознания недостижимости мечты и бесприютности человека на Земле. В мир солнечного света то и дело вторгается враждебная энергия. И тогда появляются мотивы одиночества, возникают картины человеческих страданий. Однако не случайно друзья сравнивали Алексея Аникеенка с человеком, стоически пытавшимся раздвинуть прутья гигантской клетки – своей живописью до последнего мгновения жизни он продолжал борьбу за свободу самовыражения и человеческое достоинство.

Натюрморт 1961  Кат. 155 А.А.Аникеенок Окно на академической даче. 1960 Кат. 153 А.А.Аникеенок Терраса. 1962 Кат. 43 А.А.Аникеенок Ветки в вазе 1962  Кат. 48 А.А.Аникеенок Разлив. 1962 Кат. 38 А.А.Аникеенок Весна. Холодно 1964  Кат. 69 А.А.Аникеенок На академической даче. 1960 Кат. 154 А.А.Аникеенок Улица Казани 1962  Кат. 156 А.А.Аникеенок Одна на пляже 1963  Кат. 52 А.А.Аникеенок Пашня. 1962 Кат. 35 А.А.Аникеенок Овраг. 1965 Кат. 165 А.А.Аникеенок Свияжск. 1963 Кат. 158 А.А.Аникеенок Дорога в Моркваши 1961. Кат. 32 А.А.Аникеенок Марийская деревня. 1964 Кат. 64 А.А.Аникеенок Осень. 1962 Кат. 44 А.А.Аникеенок Косогор. 1962 Кат. 47 А.А.Аникеенок Заволжье Красные деревья. 1962 Кат. 45 А.А.Аникеенок Кораблики 1965. Кат. 166 А.А.Аникеенок Лодки. 1963 Кат. 159 А.А.Аникеенок Лодки. Этюд 1962  Кат. 37 А.А.Аникеенок Мухоморы. 1963 Кат. 157 А.А.Аникеенок Двое. 1963 Кат. 57 А.А.Аникеенок Первое утро 1961  Кат. 31 А.А.Аникеенок Алоэ. 1966 Кат. 100 А.А.Аникеенок Собор в Раифе 1963. Кат. 51 А.А.Аникеенок Озерный край 1964  Кат. 65 А.А.Аникеенок Ночная дорога 1960. Кат. 27 А.А.Аникеенок Лето. 1963 Кат. 54 А.А.Аникеенок Мамин сад Эскиз. 1967 Кат. 169 А.А.Аникеенок Солнце в зените 1969  Кат. 173 А.А.Аникеенок Мельница. 1964 Кат. 163 А.А.Аникеенок Пастухи. 1964 Кат. 161 А.А.Аникеенок Гуси-лебеди. 1964 Кат. 162 А.А.Аникеенок Овцы весной 1963. Кат. 160 А.А.Аникеенок Одна  Кабацкая серия 1965  Кат. 84 А.А.Аникеенок Овцы. 1965 Кат. 71 А.А.Аникеенок Гуси Солнечный день. 1960-е Кат. 177 А.А.Аникеенок Дворик. 1960-е Кат. 176 А.А.Аникеенок Дорога. 1964 Кат. 67 А.А.Аникеенок Прощай, деревня 1965  Кат. 81 А.А.Аникеенок Сад. 1966 Кат. 91 А.А.Аникеенок Цветы в Юдино (Маки). 1982 Кат. 140 А.А.Аникеенок Желтый пейзаж 1964 (?)  Кат. 70 А.А.Аникеенок Ранний снег 1966 Кат. 92 А.А.Аникеенок Радуга. 1965 Кат. 78 А.А.Аникеенок Расставание. 1966 Кат. 99 А.А.Аникеенок Моя семья. 1965 Кат. 79 А.А.Аникеенок Игрушки. 1965 Кат. 80 А.А.Аникеенок Игрушки. 1965 Кат. 80 Фрагмент А.А.Аникеенок Лесная девушка 1965  Кат. 72 А.А.Аникеенок Город. Утро. 1965 Кат. 73 А.А.Аникеенок Дорога. 1960-е Кат. 118 А.А.Аникеенок Портрет тети Дуни из деревни Кундыш. 1966 Кат. 96 А.А.Аникеенок Казань. 1966 Кат. 88 А.А.Аникеенок Пионерский лагерь. 1966 Кат. 90 А.А.Аникеенок Голубой пейзаж 1965  Кат. 86 А.А.Аникеенок Прогулка. 1966 Кат. 89 А.А.Аникеенок В ночном. 1966 Кат. 98 А.А.Аникеенок Скорбящие 1965. Кат. 83 А.А.Аникеенок Кони. 1969 Кат. 175 А.А.Аникеенок Поля. 1960 Кат. 26 А.А.Аникеенок Раздумье. 1979 Кат. 129 А.А.Аникеенок Клоун с красным шаром. 1960-е Кат. 115 А.А.Аникеенок Семья клоунов (Циркачи). 1965 Кат. 74 А.А.Аникеенок В цирке Вторая половина 1960-х Кат. 121 А.А.Аникеенок Окно. 1966 Кат. 168 А.А.Аникеенок Конец войне (С победой). 1967 Кат. 108 А.А.Аникеенок Музыка. 1965 Кат. 82 А.А.Аникеенок Казань. У завода «Оргсинтез». 1966 Кат. 93 А.А.Аникеенок Казань. Завод «Оргсинтез». 1966 Кат. 167 А.А.Аникеенок Казань. На заводе «Оргсинтез». 1966 Кат. 94 А.А.Аникеенок Татарские девушки. 1967 Кат. 105 А.А.Аникеенок Ждущие Кабацкая серия 1965 Кат. 85 А.А.Аникеенок Буденовцы  1967 Кат. 101 А.А.Аникеенок Игрушки поющие. 1965 Кат. 76 А.А.Аникеенок Блики солнца 1967 Кат. 102 А.А.Аникеенок Этюд. 1963 Кат. 59 А.А.Аникеенок Казань. 1969 Кат. 114 А.А.Аникеенок Зимняя прогулка 1967 Кат. 170 А.А.Аникеенок Саксофонист 1960-е Кат. 117 А.А.Аникеенок Музыканты 1969 Кат. 174 А.А.Аникеенок Кабацкая серия Триптих. Жизнь игрушек. Зеки Голубой кабак 1964–1978 Кат. 63 А.А.Аникеенок Портрет татарина. 1967 Кат. 103 А.А.Аникеенок Материнство Конец 1960-х Кат. 122 А.А.Аникеенок Молодые 1967–1968 Кат. 111 А.А.Аникеенок Бабы Крик души. 1982 Кат. 139 А.А.Аникеенок Раздумье  (Женщина у окна) 1969 Кат. 113 А.А.Аникеенок Семья. 1970-е Кат. 134 А.А.Аникеенок Натюрморт 1970-е Кат. 133 А.А.Аникеенок Псков. У окна 1980 Кат. 136 А.А.Аникеенок Древний Псков 1978 Кат. 127 А.А.Аникеенок Город. 1983 Кат. 147 А.А.Аникеенок Деревья. 1983 Кат. 146 А.А.Аникеенок Казань Борисково. 1964 Кат. 164 А.А.Аникеенок Пьяная деревня 1968 Кат. 172 А.А.Аникеенок Страда. 1977 Кат. 126 А.А.Аникеенок После дождя в Замельничье 1981 Кат. 137 А.А.Аникеенок Рябина. 1981 Кат. 138 А.А.Аникеенок
1 2 3 4 5 6 7
2015 Наталья Салтан
Опубликовано ранее: Опубликовано Галеев Галереей в печатном виде, ISBN 978-5-905368-10-3
иили